Автор: Складанюк Игорь, 24.02.2017 17:22:47
Фашисты спасли храм, где изображен Сатана и лежат останки великой Святой
Главному киевскому собору, названному в честь крестителя Руси – князя Владимира Великого, чуть более ста лет.
собор
Его освещение произошло в 1896 году и было приурочено 900-летию Крещения Руси. Но, несмотря на малый возраст, знаменитый собор имеет многолетнюю историю воздвижения: это самый известный долгострой XIX ст., который возводили 44 года. За это время на престоле сменилось три русских царя.
Еще один интересный факт состоит в том, что даруя духовное преображение даже случайно оказавшимся здесь людям, собор стал фатальным для судеб своих создателей. Сооружение храма было поручено известному киевскому архитектору 19 века - Александру Беретти. Он отбил этот проект у известного петербуржского архитектора Ивана Штрома, обвинив его в дороговизне первоначального замысла. Беретти сумел сократить первичную смету с 500 тыс. до 141 тыс царских рублей, увеличив при этом объем здания в 1,5 раза. Несмотря на интенсивный темп первых лет, строительство затянулось более чем на десятилетие, потому что арочные своды воздвигаемого храма треснули. Беретти, как мог, отбивался от проверяющих комиссий и журналистов, обвиняя во всех бедах подрядчиков, маляров, т.е., кого угодно кроме себя. Тучи еще больше сгустились над головой Беретти, когда в это противостояние вступил его непримиримый оппонент - архитектор Штром. Итогом стало отстранение Беретти от дел, а Штрому было поручено закончить многострадальный проект.
Непонятно как сложилась бы судьба главного храма, если бы не приезд в Киев нового царя. Возмущенный затянувшейся стройкой, набожный государь выделил недостающие средства для ее скорейшего завершения. В этой истории уместно вспомнить пословицу «скупой платит дважды», ведь построить храм удалось только при соблюдении первоначальной сметы. Приглашенный Штромом из Германии, известный специалист по склеповым сооружениям Бенгард, вместе с молодым талантливым зодчим Николаевым, сумел завершить многострадальный проект. Для проверки прочности, сводам храма пришлось выдержать несколько тонн мешков с песком. Проверка прошла успешно: на стенах не оказалось ни единой трещинки. Удивляет своей надежностью Владимирский собор и сегодня. Но несмотря на успех, архитекторов Штрома и Николаева было отстранено от последующего оформления храма. Что касается Беретти, то он оказался без заказчиков, денег и закончил свои дни в сумасшедшем доме.
Украшать новый храм было поручено знаменитой творческой «артели» профессора Прахова, в которой были задействованы многие знаменитые художники. За 10 лет Прахову удалось невозможное: феноменальное мастерство Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, несравненный талант Михаила Врубеля и Василия Котарбинского сделали собор местом паломничества для ценителей сакрального искусства. Именно здесь раскрылся гений Васнецова, и к нему пришла всемирная слава. По замыслу этого великого художника, Владимирский собор должен стать настоящим памятником эпохе Киевской Руси. Живопись Владимирского собора завораживает, она глубоко национальна и реалистична, не похожа на многочисленные храмовые образы с характерной итальянской искусственностью или византийской упрощенностью. На сводах и столбах этого сказочного храма можно увидеть весь сонм русских святых.
Это единственный христианский ортодоксальный собор в мире, где внутри нарисован дьявол - над выходом, работы Васнецова. Напоминает о том, что соблазны ждут сразу за дверью
Росписи собора стали каноничными и хрестоматийными, т.е. их неоднократно повторяли во многих других церквях огромной империи и они прочно закрепились в сознании обычных людей. Особенно впечатляет образ Богородицы с младенцем в алтарной части храма. Взгляд Божией Матери невозможно уловить: он проноситься мимо зрителя, преисполненный глубокой тоски от понимания трагической судьбы своего сына.
Владимирский собор – это настоящая сокровищница христианских реликвий. Особым почитанием пользуются чудотворная икона «Нечаянная радость», исцеляющая от алкоголизма и наркомании, и мощи святой великомученицы Варвары – покровительницы женщин и благополучного брака.
Искусствоведы справедливо называют этот храм лучшим образцом гармонии архитектуры и интерьера, поэтому он заслуженно является одним из знаковых исторических памятников Киева и именуется Кафедральным Собором Украинской Православной Церкви.
В 1934 г. собор, который поблескивал своими куполами, был хорошо виден с железнодорожного вокзала во время официальной встречи приехавшего с Харькова украинского коммунистического правительства. При выходе с поезда 1 секретарь ЦК КП(б)У С. Косиор спросил с иронией, тыча пальцем в бок многочисленных куполов, которые возвышались в те годы над жилищной застройкой: «Что это за поповской город? Киев должен стать городом социалистическим!» В связи с этим - святыню, красоту и гордость Киева большевики в 1930-х гг. хотели уничтожить одной из первых.
В 1934-1935 гг., после уничтожения подрывниками НКВД Михайловского Златоверхого монастыря, во Владимирский собор переносят мощи Св. Великомученицы Варвары, в котором они покоятся и по сей день.
Службу в соборе возобновили только во время фашистской оккупации и с тех пор она никогда не прекращается. В 1941 году немецкие саперы вытащили из подвалов здания десятки килограммов тротила и разминировали грандиозное сооружение, сохранив его.
Автор: Складанюк Игорь,
историк, гид, экскурсовод